«Саратовские страдания» - немного солнца в осенней воде Интервью с директором фестиваля Татьяной ЗОРИНОЙ (www.fonar.renet.ru) - Татьяна Викторовна, каким же образом фестиваль киностраданий появился на свет? - Дело здесь в совпадении нескольких вещей. В 2001 году Институт имени Гете в Москве проводил мастер-класс по встречному обучению директоров фестивалей, который происходил на базе московского Музея кино под патронатом Наума Ихильевича Клеймана. Там собрались директоры очень известных фестивалей, в частности, Михаил Литвяков с «Послания к человеку», Георгий Негашин - директор фестиваля «Россия», Павел Печенкин - директор фестиваля «Флаэртиана» в Перми и другие. Нас было человек десять. В этом же мастер-классе участвовала и Ирина Тимофеевна Бережная, она поехала по линии Министерства культуры. Это был трехдневный семинар, на котором немцы нам рассказывали, как у них развито фестивальное движение и что нужно для его организации. А в последний день состоялась деловая игра, где я оказалась в одной группе с представителями, в частности, Екатеринбургского фестиваля, Михаилом Сергеевичем Литвяковым, Пашей Печенкиным… Поскольку у нас фестиваля тогда не было, то я предложила его придумать именно для Саратова. Мы все вместе стали обсуждать, как назовем фестиваль, перечислили несколько брендов – и остановились в итоге на гармонях и саратовских страданиях. А когда стали предъявлять итоги этой деловой игры, то Наум Ихильевич Клейман сказал: «Это самая замечательная идея из всех, какие есть! Предлагаю вам сделать фестиваль документальной мелодрамы». Потом добавил, что сейчас в мире еще такого нет, а то, что мы предлагаем, вполне укладывается в эту концепцию. Значит, у истоков нашего фестиваля стоят известнейшие кинематографисты России! - Так заглавный жанр документальной мелодрамы – это все-таки случайность, чистое совпадение? - Нет, это не совпадение. Когда мы обсуждали там идею фестиваля, то старались представить себе, в чем особенность нашего города, наших зрителей, отношение к театрам – в общем, нарисовали довольно широкую картину. Клейман, исходя из нашей концепции, зная город и его судьбу, решил, что жанр документальной мелодрамы как раз подойдет Саратову. И мы все с этим согласились. Первым человеком, к которому я обратилась с этой идеей, была Наталья Старшова – в это время ее назначили заместителем мэра Саратова. Среди чиновников она, на мой взгляд, человек уникальный, всегда может выделить перспективную идею и заставить поверить в себя. Мы поговорили с ней вдвоем – и она предложила посмотреть, что из этого всего получится. Наш первый фестиваль мы провели практически без денег, в складчину: этот делает одно, второй – другое и так далее. А потом Старшова стала работать в правительстве и смогла убедить областное руководство в необходимости проведения фестиваля. Сегодня наш главный учредитель – министерство культуры Саратовской области. - А как «Саратовские страдания» вписываются в контекст всероссийского фестивального движения? - Мы довольно скромно позиционируем себя все эти годы. Потому что, по сравнению с фестивалями, которые имеют 10- или 15-летнюю историю, мы еще мало что сделали. Зрители в Саратове еще не привыкли к документальному кино. В этом смысле меня поражают фестивали в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, где люди стоят в очереди за билетами в тысячные залы. Мы до последнего времени считали, что у нас пока еще нечего обобщать, и приглашали мало прессы и критиков. Но получилось так, что фестиваль все это время сам себя представлял. Сейчас, во время подготовки к третьему фестивалю, было много предложений от заинтересованных в сотрудничестве с нами людей, от тех, кто хотел бы что-то о нас сказать и написать. Организация Третьего фестиваля проходит через «страдания» в буквальном смысле этого слова. В этом году мы наметили его раньше, чтобы все участники смогли увидеть Волгу, погулять по городу, но «Киношок» поменял свои сроки буквально незадолго до нас - и большинство представителей столичной прессы, к сожалению, поехали подводить итоги туда. В основном и участники, и гости нашего фестиваля – это те, кто разделяет наш взгляд на то, каким должен быть фестиваль в провинции. - Прокомментируйте, пожалуйста, программу Третьего фестиваля и состав его жюри. - Программа этого года строилась с учетом двух подходов. Во-первых, это фильмы, соответствующие жанру мелодрамы. Во-вторых, биографические фильмы, построенные по мелодраматическим законам – где биография человека, каким бы талантливым и знаменитым он не был, рассматривается с точки зрения эмоциональных перипетий его жизни, биографии его «любовей» и «нелюбовей». Кроме того, мы попытаемся выделить отдельный приз для так называемого «телевизионного кино» - хотя авторы не хотят подчеркивать, что они делали свой фильм для телевидения. Но мы считаем, что такое разделение необходимо – ведь это другой жанр, судить который нужно по другим критериям. До этого года у нас существовало два жюри: отдельно – для любительских фильмов, отдельно – для профессиональных. В этом году оно у нас одно, смешанное, как это и положено по регламенту международного фестиваля. Мы постепенно идем к тому, чтобы влиться в Европейскую ассоциацию фестивалей – это даст возможность обмениваться фильмами и всевозможными программами со всеми европейскими странами. Но все-таки у нашего жюри есть свои особенности. Как и в прошлом году, в составе жюри будут представители от зрителей. Так же в жюри входят два продюсера - Эндре Флориан из Венгрии и Виктор Маючий из Белоруссии – которые будут судить по своим параметрам. Кроме них в жюри вошли очень авторитетные, на мой взгляд, люди в области кино – Андрей Шемякин, ведущий «Документальной камеры», и Марина Старуш, заместитель главного редактора газеты «Культура». Возглавлять жюри в этом году будет легенда мирового документального кино, человек, которому поклоняются кинематографисты во всем мире, - Артавазд Ашотович Пелешян. - Как Вы думаете, какое событие станет кульминацией фестиваля? - Это очень трудно определить. Очень трудно. Иногда даже не представляешь, какое событие станет для всех самым запоминающимся. Думаю, каждый участник, зритель и гость найдет свое кульминационное событие. Как директор фестиваля, могу предположить, что кульминацией станет закрытие, когда будут подведены итоги и вручены призы. Как человек, посмотревший это кино и знающий его авторов, могу предположить, что это будет любой день и любой из фильмов. - Каких эмоциональных и творческих впечатлений вы ждете от Третьего фестиваля? - Думаю, уже можно сказать, что не мы делаем фестиваль, а фестиваль делает нас. Он, как большая волна, поднимает нас на гребень, а во время затишья опускает вниз – и мы все время находимся внутри этой стихии. Это процесс, с одной стороны требующий очень жесткой организации, а с другой – процесс по-хорошему стихийный. Все-таки, главное, чем живет человек – это стихия! И в этом смысле, мне кажется, в нашем фестивале есть немного дождя, немного воды, немного огня, есть немного ветра и немного солнца. Эти стихии нас захватывают, но мы хотим, чтобы результатом их взаимодействия стал не ураган, а что-то созидающее. Беседовал Григорий ГРИШИН